понедельник, 22 июня 2015 г.

Кушва-Качканар

Целью нашего очередного путешествия стали северные города Среднего Урала Кушва и Качканар.

Наш путь до Кушвы проходил по Серовскому тракту. Расстояние почти в 200 км мы преодолели примерно за 3 часа, сделав 1 остановку.

Кушва

 

Город располагается на реке Кушва у подножья горы Благодать.
Автор «Пермской летописи» В. Н. Шишинко предполагает, что Кушва – «голая вода». Название коми-пермяцкое, где ва  — «вода», куш — «голое, обнаженное место», «поляна», «пустошь».
Город Кушва возник в 1735 году в связи с открытием богатого месторождения магнитного железняка на горе Благодать.

Месторождение магнитного железняка на горе Благодати было открыто охотником вогулом Степаном Чумпиным. Весной 1735 года он явился к горному чиновнику Сергею Ярцеву и представил несколько кусков магнитной руды из горы на берегу реки Кушвы. Вскоре гора была исследована, и там было обнаружено крупнейшее месторождение магнитного железняка, причём магнитная руда была очень высокого качества. За открытие горы Благодати Степану Анисимовичу Чумпину было выдано награды 24 р. 70 коп.

В сентябре 1735 года гору посетил начальник заводов Василий Татищев и дал ей название Благодать в честь императрицы Анны Иоанновны (имя Анна переводится с древнееврейского языка как благодать).

Были утверждены места для строительства Кушвинского и Верхнетуринского заводов. В декабре 1735 года на берегу реки Кушва уже стояло несколько изб, амбары и «кузня на два меха». Весной 1736 года началось строительство плотины и доменных печей. В 1738 году плотина заводского пруда была близка к завершению. Две доменные печи достраивались. От завода до пристани на Чусовой была прорублена 57-верстовая просека. На ней стоились мосты, настилались в болотах гати. Как докладывал проверявший состояние новостройки бергмейстер Никифор Клеопин, в прибыльности завода сомнений нет. Однако 3 марта 1739 года указом императрицы Анны Иоанновны Благодатский рудник и недостроенные Кушвинский  и Верхнетуринский заводы были переданы во владение барона Шемберга А.М.. В 1739 году на Кушвинском заводе были две первые доменные печи и вступил в строй Верхнетуринский железоделательный завод с восьмью молотами для переработки кушвинского чугуна. В 1742 году заводы были возвращены в казну. В 1743году был заложен, а 1747 году пущен в действие третий при горе Благодать – Баранчинский Завод.

В 1754 году граф Шувалов П.И. предложил казне выгодные условия покупки Гороблагодатских заводов (трех названных и четвертого стоящегося, Нижнетуринского). Казна вновь передала заводы  в частные руки. Условия  выполнены не были и после смерти графа Шувалова, в 1763 году заводы вновь вернулись в казну.
В 1801 году Кушвинский завод становится административным центром Гороблагодатского горного округа.

Май 1925 г. — Кушва стала городом и районным центром.

1960-х началась переориентация Кушвинского металлургического завода на вальцеделательное производство.  Были закрыты мартен, домна и построены вальцеделательные цехи. В 1974 производство стало рентабельным, был освоен выпуск двухслойных, рифленых, неметаллургических и др. валков.
Завод работает с 38 партнёрами, основными из которых являются крупнейшие российские металлургические предприятия: Липецкий, Магнитогорский, Нижнетагильский, Челябинский и Череповецкий металлургические комбинаты. Также среди партнёров мукомольные заводы, винные производства и мельницы.
Завод имеет обширную номенклатуру выпускаемых прокатных валков — от мелких для трубосварочных агрегатов и трубопрокатных станов до уникальных валков для широкополочных, универсально-балочных станов разбегом свыше 20 тонн. Выпускает валки для резинотехнической, мукомольной, пищевой и других отраслей народного хозяйства.

В городе также работает Завод транспортного оборудования. Предприятие выпускает стрелочные переводы. ОАО "Кушвинский электромеханический завод" производит всю гамму оборудования для преобразования и распределения электроэнергии (комплектные трансформаторные подстанции и др.) Работают  Кушвинский керамзитовый завод, кирпичный завод,  щебеночный завод  и др.
Население Кушвы около 30 тыс.

На въезде в город располагаются корпуса ОАО «Молочная Благодать». Это— крупнейшее в области предприятие по выработке молочной продукции. За последние годы  ОАО «Молочная Благодать» неоднократно являлось обладателем престижных наград в своей отрасли. Ассортимент молочной продукции предприятия составляет около 40 наименований. Завод производит более 45 тыс. тонн молочной продукции ежегодно: молоко, кефир, йогурты, сметану, творог, масло, сыр. 
Доставка готовой продукции осуществляется в 24 города Свердловской и Тюменской областей.

«Молочная Благодать» начинает свою историю с 1969 года. Все эти годы специализацией предприятия остается промышленная переработка молока. За годы работы произведено свыше 870 тыс. тонн молочной продукции. В недалеком будущем предприятие будет праздновать выпуск 1 миллиона тонн.

Прибыв в Кушву, мы сразу направились к горе Благодать (ул. Луначарского –
правый поворот на ул. Строителей – правый поворот на ул. Маяковского –
через 400 м поворот налево - еще 400 м до карьера).

Путь проходил  через центр города. На площади Советов около здания городской администрации стоит самый монументальный памятник Кушвы – памятник борцам за Советскую власть.



Он изображает красноармейца в шинели и буденовке с поднятой над головой саблей. На постаменте надпись «Борцам за власть Советов». Памятник посвящается полкам 29-й дивизии Красной Армии – Путиловскому, Красных орлов, Камышловскому, 4-му Уральскому, 17-му Петроградскому, мужественно отбивавшим натиск белогвардейцев в 1918 году. Автор памятника – скульптор В. Егоров. Фигура из чугуна высотой 11 метров отлита в Ленинграде.  Открытие состоялось 6 ноября 1973 года.


Гора Благодать

 

Гора Благодать является частью Уральского хребта. Высота горы на начало ХХ века составляла 385 метров. В прошлом гора Благодать имела три вершины. В наши дни осталась лишь одна из них. Богатства горы были сосредоточены главным образом в восточном склоне, поэтому сохранился лишь западный склон Благодати.

О горе Благодать говорится в сказе П.П. Бажова «Про главного вора»: «А в те годы самый большой разговор был о горе Благодати. Какой-то, сказывают, охотник принес камешки с этой горы в наш город и показал горному начальству.  Те видят — железная руда самого высокого сорту, живо нарядили знающих людей поглядеть на место. Оказалось — вся гора из сплошной руды».

На вершине горы установлен памятник вогулу Степану Чумпину, который по легенде был сожжен соплеменниками за то, что сообщил русским о залежах железной руды на этой горе, которая до прихода сюда русских у вогул считалась священной. Впрочем, это всего  лишь легенда. Документально версия о том, что Чумпина действительно сожгли, не подтверждена. Легенда про Степана и гору Благодать изложена в рассказ Евгения Пермяка «Быль-небыль про Железную гору».


Памятник Степану Чумпину представляет собой чугунную тумбу с металлической чашей, над которой поднимается металлический язык пламени.
На памятнике надпись: «Вогул Степан Чумпин сожжен здесь в 1730 году». Следует заметить, что месторождение было открыто на 5 лет позже.

Памятник здесь был поставлен еще в 1826 году. Когда-то памятник стоял на одной из трёх вершин Благодати — скале, целиком состоящей из магнитного железняка. Уже в советское время он был перемещён на нынешнее время.

Здесь же оборудована смотровая площадка, с которой открывается вид  на город и карьер. 



За почти 3 столетия разработки месторождения здесь образовался огромный, глубокий карьер, уходящий уступами вниз. Диаметр карьера составляет почти километр, а глубина - 315 метров. Вокруг карьера – отвалы, местами поросшие лесом.

Гороблагодатский рудник был одним из крупнейших на Урале по добыче железной руды. Местная руда выделялась высоким качеством и богатым содержанием железа (58%).
Всего из горы было извлечено более 150 миллионов тонн руды.
Разработка рудника велась открытым способом.  К подземным работам — прокладыванию штолен — прибегали чрезвычайно редко, только с целью исследования близлежащих пластов. Все работы по добыче руд осуществлялись вручную, использовались лишь самые примитивные орудия: лопаты, кирки, ломы, балды, клинья, тачки. Применялись два способа добычи: кайловый и порохострельный. 
При первом рудокоп (кайловщик, забойщик, ломщик) кайлом или ломом отламывал глыбы твердой руды, а рудобой (молотобоец) балдой разбивал их в куски.
При порохострельном способе пробивались шурфы, в которые закладывался порох, и производились взрывы, разрушенные породы затем раскалывались клиньями и балдами на куски.
Добытая руда тачками отвозилась на «пожоги» — кучи, в которых насыпалась на слои дров и обжигалась. Глубина  выработок составляла от 2 до 10-16 саженей (от 4,27 метра до 21,3-34,1 метра).
В начале XX века на руднике появились экскаваторы, компрессоры, пневматическое бурение, к неубыла подведена железная дорога, что позволило значительно увеличить добычу руды. В годы первых пятилеток рудник был реконструирован и механизирован. В карьер пришли более мощные экскаваторы, построена воздушно-канатная дорога, по которой добытая на горе Благодати руда поставлялась сразу на завод.Более 200 лет добыча железной руды на Гороблагодатском руднике велась карьерным способом. 
В 1947 году сдана в эксплуатацию шахта «Южная» и  началась разработка первого подземного горизонта. 

В 2003 году работы в карьере прекращены в связи с выработкой рудной базы. Гороблагодатское рудоуправление прекратило своё существование. Шахта «Южная» вошла в состав Высокогорского ГОКа. Ныне это единственное действующее предприятие бывшего Гороблагодатского рудника.

В 2004 году на шахте закончена реконструкция с вводом в эксплуатацию нового добычного горизонта.
Добыча руды на шахте «Южная» ведется на трех горизонтах –80 м, –160 м и –240 м. Горная масса скиповым подъёмом шахты «Южная-2» выдаётся на поверхность и конвейером подается на конусную дробилку ДОФ-4. Сырье грузится в вагоны и доставляется на дробильный комплекс, где происходит его измельчение. После этого сырье с помощью шахтоподъемной машины поднимается на поверхность и по конвейеру доставляется на дробильно-обогатительный участок шахты, где из руды производится железорудный концентрат с содержанием железа около 64 %. На шахте трудится более 800 человек. За 65 лет работы горняки выдали на-гора более 87 млн. тонн железной руды.
Шахта «Южная» обеспечена запасами в размере свыше 70 миллионов тонн.
От смотровой площадки ведет лестница на вершину горы, где установлен поклонный крест.


Раньше на этом месте стояла часовня Преображения Господня. Она возвышалась на конусообразной горке, срезанной со всех сторон при добыче руды. Ежегодно к часовне совершался крестный ход.  


Фото С. М. Прокудина-Горского

Познакомившись с горой Благодать, мы отправились в Качканар.



 Качканар

 

Качканар один из самых молодых городов Свердловской области.
Своим названием город обязан горе Качканар, у подножия которой в междуречье рек Ис и Выя и расположился. 
Название горы, возможно, мансийского происхождения, так как по-мансийски нёр — «каменная гора», «хребет», «Урал»; однако начальный компонент названия из мансийского языка объяснить  пока не удалось.  Есть вариант тюркской версии: Качканар — «Бежавшие», «Скрывшиеся», «Беглецы» (татарское качкын — «беглец», качкыннар — «беглецы»). Эффектна другая тюркская версия: кашка, качка — «лысый», «какое-либо животное с белым пятном на лбу», нар — «верблюд». Кстати,  на вершине  есть многочисленные каменные останцы. Самый известный и популярный — скала «Верблюд». Присутствие на горе каменного верблюда работает на одну из версий значения «качканар» — лысый верблюд. Почему верблюд лысый? Потому что каменный!

Гора Качканар – одна высочайших  вершин Среднего  Урала, высота  ее 887,6 (по др. данным 878) м. Гора входит в одноимённый горный массив в северной части Среднего Урала. Скальные выходы руд на горе Качканар были известны местному населению — манси, однако гора использовалась ими в основном как святилище.

Сегодня северо-восточном склоне горы Качканар на высоте 843 метра над уровнем моря строится буддийский монастырь „Шад Тчуп Линг“. Строительство соблюдается по древним тибетским и монгольским канонам монастырского зодчества, что позволяет сохранить экосистему местности и гармонично вписать комплекс сооружений в живописный ландшафт горы Качканар.

О наличии железных руд в горе Качканар было известно уже с 1753 года. В этом году, выполняя указ Берг-коллегии и Горного управления Екатеринбурга "О поисках удобных и способных мест для строительства новых заводов", управитель Кушвинских заводов Попов и шихтмейстер Москвин нашли три места, в том числе на реке Ис, где можно построить чугуноплавильный завод для переплавки руд из горы Качканар ("Горный журнал", 1873г.) Но до практических шагов дело тогда не дошло. Завод строить не стали. Первую попытку использовать качканарские руды предпринял знаменитый промышленник Северного Урала Максим Походяшин – для своего Николо-Павдинского завода в 60-е гг. 18 века.

Первое описание горы Качканар сделал российский академик Петр Симон Паллас в книге "Путешествие по разным местам Российского государства" (издана в 1786г.). Был он на Качканаре в 1770 году. Вогулы показали ему два рудника, где еще раньше велась добыча 59-процентной магнитной железной руды для Кушвинских заводов. Добыто ее было несколько тысяч пудов. 

Изучением качканарского месторождения, занимались кроме Палласа, многие исследователи:
 

•    1770г. - П.С.Паллас, академик; 


•    1783г. - И.Г.Герман, горный деятель; 


•    1841г. - Р.Мурчисон, английский геолог; 


•    1857г. - Э.К.Гофман, геолог; 


•    1859г. - П.В.Еремеев, профессор; 


•    1869г. - А.П.Карпинский, академик;
•    1882г. - С.Ф.Глинка, магистр геологии; 


•    1889г. - А.А.Краснопольский, инженер-геолог; 


•  1900-1906гг. - Н.К.Высоцкий, горный инженер-геолог. Занимался поисками платины, составил карту района
 
Низкое содержание железа в качканарской руде явилось препятствием для ее промышленного освоения в досоветскую эпоху. Истощение сырьевой базы Урала и потребности развития тяжелых отраслей экономики заставило приступить к углубленному изучению качканарских руд. В 1931 году партия Уральского геологического управления выделила два аномальных участка: один был приурочен к Гусевым горам (Гусевогорское месторождение располагается со стороны восточных склонов горы Качканар), другой – к Качканару (Качканарское месторождение).  В 1946 году была организована Качканарская геологоразведочная партия, которая детально исследовала Гусевогорский пироксенитовый массив и выявила рудные залежи: Главную, Северную, Промежуточную, Южную.
 
Запасы руды были достаточно велики: что-то около 11 млрд. тонн. Но качканарские руды — бедные.  Железа в них порядка 14-17%. Для сравнения аналогичный показатель в магнетитах Тагило-Кушвинского месторождения 32-59% . С таким низким содержанием железа, как в качканарской руде, месторождения обычно не разрабатываются. Но специалисты обратили внимание качественные показатели руды – содержание вредных и полезных примесей.  Вредных примесей (серы и фосфора) в качканарской руде мало. Но главная металлургическая ценность здешней руды определяется наличием в ней ванадия. Этот чудесный металл — как бы визитная карточка качканарского сырья. Наличие ванадия (0, 13%) этот огромный плюс качканарских руд — они природнолегированные.  Гора Качканар является единственным источником ванадиевой руды в России.
А в перспективе еще и получение редкоземельных элементов из отходов (скандий и др.). 

В 1950 году Совет Министров СССР принял постановление о строительстве Качканарского ГОКа.
 
27 мая 1957 года на гору Долгую пришел первый отряд смельчаков.  Начинается вырубка просеки от поселка Валериановска  до горы Долгой – места строительства будущего города. Эта дата считается началом строительства и днем рождения Качканара.
 

В 1958 году поселение строителей получило статус рабочего поселка. В этом же году Качканар был объявлен ударной комсомольской стройкой.
 
4 июня 1963 года был получен первый железованадиевый концентрат. 30 сентября 1963 года государственная комиссия подписала акт о вводе в эксплуатацию первой очереди Качканарского ГОКа.

9 октября 1968 года Качканар получает статус города.

В начале 1970 года завершилось строительство основных объектов комбината: агломерационной фабрики, фабрики окатышей  и др.

Качканарский ГОК градообразующее предприятие Качканара, где занята основная часть работающих жителей.

С 2004 года Качканарский ГОК входит в группу ЕВРАЗ и является одним из пяти крупнейших горнорудных предприятий России. Это  единственный производитель  ванадийсодержащей железной руды в России.

ГОК разрабатывает Гусевогорское месторождение. Добыча руды производится в трех карьерах: Главном, Западном, Северном, а также в Южной залежи. С нижних  горизонтов  руда доставляется  БелАЗами, на дробильную фабрику горная масса перевозится железнодорожным транспортом. В карьерах используются  мощные 130-тонные самосвалы, современные  локомотивы НП-1, экскаваторы с объемом ковша 12 кубических метров. Работы в карьере ведутся круглосуточно.
 
Производственная мощность комбината составляет более 55 млн. тонн железной руды в год.
Добытая руда перерабатывается в цехах дробления, обогащения, агломерации и окускования.
Обогатительный передел «ЕВРАЗ КГОКа» позволяет получать из бедных титаномагнетитовых руд высококачественные железованадиевые концентраты для агломерации и окомкования с массовой долей железа 60 и 63 % соответственно и пятиокиси ванадия 0,55-0,6 %.
Конечный продукт (агломерат и окатыши) загружается в железнодорожные вагоны и отправляется потребителям. Основные  потребители: Нижнетагильский металлургический комбинат, Челябинский и Чусовской металлургический завод.
ЕВРАЗ КГОК активно сотрудничает с несколькими металлургическими заводами в Европе. Комбинат отгружает на экспорт свою продукцию в Турцию, Словакию и другие страны.

В 2013 году ЕВРАЗ КГОК отметил 50-летие. За это время добыто и переработано более 1, 9 млрд. тонн руды. ЕВРАЗ Качканарский ГОК — современное предприятие, у которого впереди большие перспективы развития.

ЕВРАЗ КГОК получил лицензию на разработку собственно Качканарского месторождения.  Запасы титановомагнетитовых руд этого месторождения превышают 6 млрд. 872 млн. тонн. Разработку предполагается начать в ближайшее время.

Кроме ГОКа в городе работают: ОАО «Металлист» — специализируется на производстве и ремонте горного оборудования, ЗАО «Холдинг «Ремэлектро», Качканарский завод ЖБИ «Запсибнефтестрой»,  ООО «Эмальпровод», ПО ООО «Востоктехмонтаж», Качканарская ТЭЦ, Качканарский хлебозавод, ООО «Магистраль» и др.

Численность населения 46,4 тыс. человек.

В Качканаре нас встретил Владимира Михайлович Георгиев — главный специалист комбината по управлению и подбору персонала.

Знакомство с городом началось с места его рождения — парка «Строитель». Летом 1957 года здесь  вырос палаточный городок, в котором поселились первые 400 качканарцев.  В парке установлен памятник «Первые палатки».


Памятник — знак благодарности и признательности строителям Качканара.  Палатки — символ  того героического и романтического времени. Инициатором строительства памятника  в парке «Строитель» была Литвиненко Нина Федоровна — бывший комендант палаточного городка.
В парке также установлена военная техника: бронетранспортер, танки и ракетная установка.


Выслушав рассказ Владимира Михайловича о строительстве города и комбината,  мы отправились на «Качканарское море». Так качканарцы называют в народе Нижневыйское водохранилище.  Оно возникло благодаря подвигу первостроителей.  На реке Выя, берущей начало на западных склонах Среднего Урала и впадающей в реку Туру,  была построена плотина и вырыт Качканарский пруд.  Площадь  водохранилища 562 гектара, глубина 10–15 метров, а в районе плотины — 40 метров.  Из одной половины водоема берется питьевая вода для города, на другой половине оборудован пляж, лодочная станция, в пруду ловят рыбу.  В водохранилище запускали несколько тысяч особей малька карпа, толстолобика и белого амура.  По южному берегу пруда в его верхней части идёт граница Свердловской и Пермской областей.
С берега пруда открывается прекрасный вид на пруд и гору Качканар. 






Вода в пруд удивительно прозрачная. 

Закончилась  наша экскурсия по городу знакомством  с Музеем истории Качканарского ГОКа.

 
Музей или профориентационный центр  был открыт в 2013 году к 50-летию комбината. Он состоит из четырех залов, оформленных в корпоративных цветах Евраза.

Первый - исторический. Здесь представлена история строительства Качканара и комбината в фотографиях, наградах, наглядных пособиях.


Второй зал - технологический. Там показаны процессы бурения и взрывания горных пород, получение агломерата и окатышей. На большом мониторе можно в режиме он-лайн наблюдать рабочий процесс в любой точке карьеров, вплоть до взрывов. Мы посмотрели взрыв только в записи.  В режиме онлайн взрыв производится в 15 часов 30 мин. 





Экспозиции третьего зала объясняют посетителям, где и что производится из продукции КГОКа, с описанием металлургического процесса. Здесь показаны образцы швеллеров, рельсов, колес и многое другое. Тут же на интерактивном столе и большом мониторе можно увидеть будущие разработки ГОКа, в частности, план СКМ (Собственно-качканарское месторождение), конвейеры, которые там будут установлены.



Последний зал заполнили творческими работами сотрудников комбината и их детей.






(музей работает с организованными группами, запись по тел.: 6-41-07)
Поблагодарив Владимира Михайловича за интересную экскурсию, отправились обедать. А затем поехали обелиску на границе Европы и Азии на трассе между городами Качканар – Чусовой. Мы пересекли границу Свердловской области и Пермского края.






И решили, прежде чем остановится у обелиска, проехать до поселка Промысла.




Поселок Промысла

 

Поселение известно в письменных источниках с 1825 г., когда на р. Полуденной (ныне Полуденка) старатель Просфирин обнаружил золотые россыпи. С этого времени основным занятием местных жителей стала добыча золота и платины. Первоначальное название поселения «Крестовоздвиженские золотые промысла»: дано по роду деятельности жителей и по местной деревянной Крестовоздвиженской церкви, построенной в 1844 г. 

Здесь в июне 1829 г.  Павлом Поповым, 14-летним промывальщиком, был найден камень, выделяющийся от других. Минералог Ф. Шмидт, служивший управляющим на прииске, определил в нем алмаз. Это был первый российский и европейский алмаз. Первое краткое сообщение об этом появилось в «Санкт-Петербургских ведомостях» 1829, № 135 от 9 ноября).  За кристалл Павел Попов получил вольную. Шмидт, искушенный в науках о драгоценных камнях, приказал интенсивно выискивать в золотоносных россыпях прозрачные камешки. Через два дня другим подростком, Иваном Соколовым, был найден второй алмаз, затем третий.  Первый найденный кристалл весил 105 мг, два других – 132 и 253 мг. Всего в течение 1829 г. было обнаружено 4 кристалла. Один из них (второй) весом 132 мг был подарен А. Гумбольдту в день его 60 летия, отмечавшегося в Миассе 2 (14) сентября 1829 г. Третий преподнесен ему же. В свою очередь Гумбольдт алмаз, найденный вторым, подарил Берлинскому Королевскому музею, а третий в Берлине преподнес в ноябре 1829 г. жене Николая I императрице Александре Федоровне.

 



В районе Промыслов пытались продолжать поиски алмазов и изучение россыпей. В 1830 г. сюда прибыли дерптский профессор Мориц фон Энгельгардт  и горный инженер Николай Карпов. Последний был командирован по Высочайшему повелению для освидетельствования достоверности находок. Энгельгардт высказал мысль о том, что материнской породой алмазов может быть черный углистый доломит плотика Крестовоздвиженских россыпей. Образцы  этого доломита он передал на химический  анализ  химику Дерптского университета  Ф.И. Гёбелю.  Гёбель определил в доломитах большое количество углерода и подтвердил, что эти доломиты вполне могут быть материнской породой алмазов.


В восьмидесятые годы XIX столетия на Крестовоздвиженских приисках, принадлежащих уже графу П. Шувалову, французами делались попытки использовать методики поисков алмазов, применявшиеся на южноафриканских россыпях. Французский инженер Е. Бутан, приглашенный на Крестовоздвиженские Промысла в 1898 г., пытался внедрить систематическую расшурфовку россыпи, отсадку промытого материала и разборку концентрата на столах. Им предлагалось также проведение селективного опробования песков на алмазы для установления какой-либо закономерности в их распределении.  Об этом имеется упоминание у А.Е. Ферсмана в книге «Драгоценные и цветные камни России», где он цитирует хранившийся в архиве Шуваловых отчет Е. Бутана, касающийся Крестовоздвиженских промыслов и рекомендуемой методики поисков. Ферсман предлагал принять рекомендации за основу.  Но предложения Е. Бутана вообще были проигнорированы. О происхождении алмазов района Крестовоздвиженских россыпей Е. Бутан не имел однозначного мнения: он считал возможными их источниками и черные углистые доломиты, слагающие плотик россыпей, и кварциты, и зеленокаменные породы.


Единичные алмазы на Урале неоднократно находили при разработке золотоносных россыпей по обеим сторонам Урала, на территории современных Свердловской области и Пермского края, Башкирии и Челябинской области.   Но основная масса алмазов (более 250 кристаллов), найденных до революции, была добыта в окрестностях пос. Промысла из золотых россыпей притоков Койвы речек Полуденки и Поперечной и в Адольфовском логу. Самый крупный из них весил 2,93 карата.


Но, несмотря на последующие многочисленные находки небольших алмазов, планомерные поиски алмазов на Урале начались с 1938 г. В результате поисковых работ, проведенных в 1938-1939 гг. здесь было подтверждено наличие алмазов в россыпях.  В 1941г. трест "Уралзолото" организовал Теплогорское алмазное приисковое управление, объединившее все алмазопоисковые старательские артели, которое в 1946г. было преобразовано "Уралалмаз". "Уралалмаз" стал первым алмазодобывающим предприятием России.
Работы велись с 1942 г. вручную (старателями), а с 1943 г. — гидравлическим способом. Добыча алмазов производилась из эфелей отработанных золотоносных россыпей рек Полуденки, Горевки, Поперечной, Алмазного Ключика, Адольфовского Лога, а также на Кладбищенской, Крестовоздвиженской и других россыпях бассейна реки Койвы.
В поселках Тырым, Кусье-Александровский, Пашия, Промысла, Медведка работали обогатительные алмазные фабрики. На Койве с 1950-х годов работала первая в мире алмазодобывающая драга, реконструированная из золотодобывающей. Она была куда меньше по размеру от построенных позже огромных четырехэтажных драг с глубиной погружения ковша в грунт русла реки до 7 метров.


До 1957 г. алмазы добывались только на Среднем Урале — в долине реки Вижай и в бассейне реки Койвы. После обнаружения на Северном Урале, в бассейнах рек Вишеры и Язьвы, более богатых россыпей добыча переместилась туда.


Пермские алмазы до 1956 года были единственными в России.
После открытия алмазов в Якутии доля «Уралалмаза»  составляет порядка 1% от объема добываемых в России алмазов. Несмотря на малую долю в российской добыче, уральские алмазы ценятся за высокое ювелирное качество. Уральские алмазы самые высококачественные в России и одни из самых высококачественных и дорогостоящих в  мире.
За годы существования на предприятии добыто 4 млн. карат алмазов. В 2011 г. добыча составила 40 тысяч карат, в 2012-м — 34 тысячи, в 2013-м — 16 тысяч. Пять тысяч карат — это один килограмм. Сейчас добыча алмазов на Урале практически прекращена.


В 1900 г. на промыслах работал  старателем  будущий выдающийся русский писатель-романтик  Александр Степанович Грин. 



Заехав в поселок Помысла, мы вернулись к обелиску на границе Европы и Азии.
Впервые обелиск был установлен здесь еще до революции в виде легкой, изящной металлической  пирамидки. Новый обелиск  был установлен в 2003 году. Это  один  из самых красивых  и больших  обелисков.  Высота обелиска 16 м.
Интерес представляют фигуры, размещенные на памятнике.  Орел на вершине обелиска олицетворяет Россию, лев, смотрящий в сторону Азии, – воплощение мудрости Востока. Грифон (со стороны Европы) символизирует рыцарскую доблесть европейцев.
Автор проекта пермский архитектор Алексей Залазаев. 




Сфотографировавшись и распив по традиции бутылку шампанского, поехали под уклон в Азию, т.е. домой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий